Статья: ИСЛАМ О ДОЛГАХ

Общие правила займа в Исламе

 

В исламском шариате под договором займа понимается предоставление заёмщику имущества на праве пользования им с последующим его возмещением займодавцу. Такой договор разрешен в шариате, что подтверждается Сунной и единогласным мнением исламских ученых. В хадисе, который приводит аль-Бухари, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение!) приобрёл взаймы молодого верблюда, затем возвратил вместо него хорошего, отборного верблюда и сказал: “Лучший из людей тот, кто наилучшим образом возвращает долг”.

 

 

Предоставление займа – это средство приближения к Аллаху. Благодаря такому договору между людьми строятся отношения доброты и милосердия, облегчаются их дела и заботы. Пророк (мир ему и благословение!) сказал: “Кто в этом мире развеет мусульманину его печаль, тому Аллах развеет одну из печалей в День Суда, а кто облегчит положение неплатежеспособного должника, тому Аллах облегчит положение в обоих мирах. Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока тот будет оказывать её своему брату по вере” (Муслим).

 

Он также сказал: “Если мусульманин дважды даст взаймы другому мусульманину, то это обязательно будет засчитано ему как одна милостыня” (Ибн Маджа).

 

По мнению большинства исламских ученых, при заключении договора займа не разрешается ставить условием договора конкретный срок возвращения долга, так как предоставление займа – это свободное пожертвование, при котором займодавец вправе требовать немедленного возвращения ему долга.

 

Имам Малик говорил, что оговаривать срок возвращения долга по договору займа разрешается, и такое условие подлежит соблюдению. В этом случае займодавец будет не вправе требовать возврата долга до истечения установленного соглашением срока. Это аргументируется словами Всевышнего: «Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то закрепляйте его письменно» (Коран, 2: 282), — а также словами Пророка (мир ему и благословение!): “Мусульмане соблюдают условия своих договорённостей” (Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Дауд).

 

Для того чтобы договор займа был действительным, займодавец должен относиться к категории тех, кто вправе делать пожертвование. Не разрешается, к примеру, опекуну предоставлять другим в долг средства из имущества, которое принадлежит сироте, находящемуся под его опекой.

 

Обязательно также, чтобы был известен размер отдаваемого в долг имущества, его описание, а также, если в долг отдаётся животное, то и его возраст, чтобы возможно было вернуть собственнику равноценное имущество.

 

Предметом займа может быть любая материальная вещь, которую по шариату разрешается продавать, как например: одежда, животные, вещи, определённые родовыми признаками – мерой, весом, числом, а также однородные вещи (например, яйца или монеты) и отмеряемые вещи (ткань, например).

 

Любой заём, который предусматривает возврат заёмного имущества с процентами, расценивается как риба. Назначением договора займа является проявление доброты к людям, оказание им поддержки в их жизненных делах и облегчение их существования. Он не является средством для эксплуатации людей. Поэтому заёмщику разрешается возвращать займодавцу только то, что он взял у него или нечто равное этому, в соответствии с шариатским правилом: “любой заём, который предусматривает рост, является риба”.

 

Однако данный запрет касается только того случая, когда возвращение заёмного имущества с процентами предусматривается самим договором или в силу сложившейся практики заранее известно сторонам договора. Если же оно не оговорено договором и стороны не полагаются на обычай возвращения долга с процентами, то последующее увеличение заёмщиком возвращаемого имущества будет разрешенным, так как в хадисе, переданном со слов Абу Рафи’а, говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) взял в долг молодую верблюдицу у одного человека. Затем привели верблюдов отданных в качестве милостыни, и он повелел мне, чтобы я отдал тому человеку одну верблюдицу. Я сказал ему, что нашел в этом стаде только хорошего четырёхгодовалого верблюда, и тогда Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Так отдай его, ибо лучший из вас тот, кто наилучшим образом возвращает долги!»” (Ахмад и Муслим).

 

Передают со слов Джабира, который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) брал у меня в долг, а когда вернул его, то прибавил мне” (аль-Бухари).

 

Передают со слов Исма’ила б. Ибахима аль-Махзуми, что во время военного похода на Хунейн Пророк (мир ему и благословение!) взял у него взаймы тридцать или сорок тысяч, а когда приехал, вернул ему их и сказал: “Да наделит тебя Аллах благословением в твоей семье и в твоём имуществе! Воистину, награда за одалживание – это возврат долга и благодарность” (Ибн Маджа и ан-Наса’и).

 

Бывает, что некоторые люди небрежно относятся к правам других, особенно, когда дело касается возврата долга. Это отвратительное качество. По этой причине многие отказываются предоставлять другим средства в долг и проявлять щедрость по отношению к нуждающимся. Долг надлежит возвращать быстро, прежде чем должника постигнет смерть. Должник должен быть обеспокоен тем, чтобы сразу возвратить заёмные средства их собственнику, как только у него появится на то возможность, не затягивая и не откладывая, в соответствии со словами Всевышнего: «Разве не добром нужно воздавать за добро?» (Коран, 55: 60); «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам» (Коран, 4: 58), — а также в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение!): “Преступлением со стороны состоятельного человека является невыполнение им своих имущественных обязательств” (аль-Бухари и Муслим); “Кто берет у людей имущество, собираясь возвратить его им, тому Аллах поможет его возвратить, а кто берёт, намереваясь растратить его и не вернуть, того Аллах погубит” (аль-Бухари); “В Рай войдёт тот, кто будет свободен от трёх вещей: гордости, злобы и долга” (Ибн Маджа); “Душа верующего бывает привязана к его долгу, пока он не уплатит его” (ат-Тирмизи).

 

Если должник находится в тяжелом материальном положении, желательно предоставить ему отсрочку с уплатой долга. Всевышний Аллах сказал: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (Коран, 2: 280).

 

Ас-Са’ади сказал: “То есть, если должник будет в трудном положении, так, что не в состоянии будет расплатиться по долгам, то его кредитор будет обязан предоставить ему отсрочку до того момента, пока его положение не улучшится. Должник же обязан будет вернуть долг, когда его положение улучшится любым дозволенным путём. Если же кредитор окажет ему милость, простив ему весь долг или часть его, то в этом будет для него благо”.

 

Передают, что Абу Катада требовал от своего должника возврата долга, а тот скрывался от него. Когда он нашёл его, тот сказал: “У меня тяжёлое материальное положение!”. Абу Катада сказал: "Клянешься Аллахом?", — "Клянусь Аллахом!", — ответил должник. Тогда Абу Катада сказал: "Ну, тогда забудь! Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) говорил: «Кого порадует то, что Аллах избавит его от одной из печалей Судного Дня, тот пусть облегчит положение несостоятельному должнику или же снимет с него бремя долга»” (Муслим).

 

Бурейда передал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение!) говорил: «Кто отсрочит несостоятельному должнику, тому за каждый день будет засчитана равная этому милостыня», — потом я услышал, как он сказал: «Кто отсрочит несостоятельному должнику, тому за каждый день будет засчитаны две равные этому милостыни». Тогда я спросил: «О Посланник Аллаха, я слышал, как ты сказал о том, что кто отсрочит должнику, тому за каждый день – милостыня, а затем я услышал, как ты сказал, что за каждый день ему засчитаются две подобные этому милостыни!», — на что Пророк ответил: «Каждый день будет засчитываться одна равная этому милостыня до тех пор, пока не наступит срок уплаты долга, а после наступления срока уплаты будут засчитываться две равные одолженному имуществу милостыни за каждый день, который кредитор отсрочит своему должнику» (Ахмад и Ибн Маджа).

 

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: “Кто отсрочит несостоятельному должнику, или же снимет с него бремя долга, того Аллах в День Суда укроет в тени своего Трона, и иной тени в этот день не будет” (ат-Тирмизи).

 

“Снимет бремя долга” — означает, простит ему какую-то часть долга.

 

Также со слов Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: “Был один человек, который давал людям в долг. Он сказал своему слуге: «Когда придешь к несостоятельному должнику, то прости ему, возможно за это Аллах простит нас!». И когда он встретил Аллаха, Аллах простил его” (аль-Бухари).

 

Если состоятельный человек, отказывается возвращать долг, то он подлежит тюремному заключению. Пророк (мир ему и благословение!) сказал: “Состоятельного должника, который отказывается возвращать долги, разрешается наказать” (ан-Наса’и).

 

Нельзя брать взаймы у того, кто занимается запрещенным бизнесом и выполняет запрещенную работу. Нельзя иметь с таким человеком никаких деловых отношений пока он занимается своими греховными делами. Однако, если в его работе присутствуют как запретное, так и дозволенное, то не будет ничего страшного, если брать что-то в долг у такого человека, однако достойнее воздержаться и от этого, так как Пророк (мир ему и благословение!) сказал: “Оставь то, что вызывает у тебя сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает!”, — а также: “Кто удалится от сомнительного, обезопасит тем самым свою Религию и свою честь”.

 

И последний наш призыв – хвала Аллаху Господу миров!

 

Дар уль-Кассим

Саудовская Аравия, Эр-Рияд

islamway.com



галочка